Урок-конспект по теме: "Весна в картинах русских художников"

Левитан Весна Большая вода

Задачи урока:

  • - Закрепление уже сформированного представления о весне;
  • - Знакомство детей с величественно изображенной весной в картинах русских художников;
  • - Знакомство детей с очарованием русской живописи;
  • - Продолжить прививать учащимся чувство прекрасного, правильных культурных преференций.

Оборудование:

  • - Распечатанные на цветном принтере или подготовленные в электронном виде для демонстрации на проекторе, экране портреты русских художников и их картин;
  • - Листочки для проведения голосования 5х5 см;
  • - 3 разрезанные на пазлы (части не меньше 4х4 см) картины, распечатанные на А4 цветным принтером + целые оригиналы, которые будут выводиться на проектор/экран или же можно просто их распечатать;
  • - Красивый настенный календарь (желательно разбитый на группы - времена года).

Планируемые результаты:

  • - Закрепление изученного ранее игровым методом, яркими впечатлениями от процесса урока;
  • - Понимание живописи, как способа передать чувства, полученные художественным способом восприятия мира.

Ход урока

На доске или проектор/экране, учитель размещает цитату:

«Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует» - Пабло Пикассо (великий французский живописец)

Обсуждение фразы с классом, - кто и как ее понимает.

Учитель: «Весна – это источник светлых чувств, положительных впечатлений. О ней поют, сочиняют стихи, ее фотографируют, о ней рисуют картины. Сегодня мы познакомимся с картинами русских художников. После просмотра картин, вы должны будете написать какая картина и какого художника вам понравилась больше всего, - поэтому делайте себе заметки.»

Демонстрация картин, комментарии и обсуждение их с детьми. Каждую картину привязываем к календарю, предполагая месяц и число, которым соответствует картина. Рассуждения и споры относительно этого приветствуются. Список картин, рекомендуемых для показа:

  • Аладжалов Мануил Христофорович (1862-1934). Весна. Черная речка. 1916;
  • Аладжалов Мануил Христофорович (1862-1934). Весна в деревне;
  • Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). В начале весны. 1917;
  • Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). Голубая весна. 1930;
  • Бертгольц Ричард Александрович (1865-1920). Весенний пейзаж;
  • Бертгольц Ричард Александрович (1865-1920). Пробуждение весны. 1911;
  • Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945). На работу. 1921;
  • Болеско Виктор. Май;
  • Бравков Владимир Филиппович. Весна на реке Тамзловке 2008;
  • Бродская Лидия Исааковна (1910-1991). Весна на полях. 1983;
  • Брюллов Павел Александрович (1840-1914). Весна 1875;
  • Бутко Виктор Николаевич. Радостный май;
  • Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872-1957). Дача в саду;
  • Варваров Анатолий Викторович. Весеннее солнце уже рядом 2007;
  • Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). На пашне. Весна. Первая половина 1820-х;
  • Гумеров Ришат. Майский день;
  • Дворцов Владимир. Майский дождь;
  • Ендогуров Иван Иваночив (1861-1898). Ранняя весна. 1885;
  • Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944). Праздник весны. 1911;
  • Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944) Весна. 1923;
  • Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960).Майский вечер, 1905;
  • Комаров Николай. Майский мед;
  • Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924). Весна в Крыму. Вид на Ай-Петри. 1880-е;
  • Панин Сергей. Ласковый май. Царицыно;
  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Весенний день. 1873;
  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Грачи прилетели. 1871;
  • + другие на усмотрение учителя.

Важно, чтобы дети больше обсуждали достоинства и недостатки картин, - что им нравится, а что нет. Можно картины оценивать по 5бальной шкале, аргументируя свои оценки по очереди.

Учитель: «А теперь пишем на листочке картину, которая вам понравилась больше всего.». Подведение итогов голосования.

Учитель: «Если бы вы были художниками, что вы бы рисовали и почему?» Дети отвечают.

Физкультминутка

Развивающая игра

Три кучки подготовленных пазлов раздать трем группам учащихся. Вывести на экран/проектор, повесить на доске оригиналы трех картин.

Учитель: «Перед вами пазлы, разобранные картины, которые вы видите за мной целыми. Вы сейчас будете художниками. Какая группа соберет целую картину быстрее всех – выиграет.»

Дети собирают картины. Выигравшая команда на оценку описывает картину. Учитель рассказывает о том, кто ее написал.

Домашнее задание

Записать себе в тетрадку 3 названия известных русских картин и имена художников, которые их написали.

Рекомендации для занятий в семье

Посмотреть альбом, интернет-галерею русских художников в ключе весенней тематики, обговорить понравившиеся картины.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.